Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Выжигать по выпуклой или вогнутой поверхности несложно. Наработав достаточный опыт, вполне можно взяться за выжигание узора на тарелке, скалке, подставке для яиц или любом другом предмете утвари, имеющем неудобную на первый взгляд форму для пирографии.

При выжигании по неплоским поверхностям очень важно найти удобное положение для руки. Если оно будет найдено, форма объекта уже не сможет повлиять на качество вашей работы. Подложите что-либо под ребро ладони так, чтобы кисть находилась на уровне рабочей поверхности и чтобы насадкой пирографа было так же удобно дотянуться до древесины, как если бы вы выжигали по плоскости. Другой рукой можно держать изделие, над которым вы работаете, медленно поворачивая его по мере выполнения рисунка.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Работать над тарелкой или вазой, положив заготовку себе на колени, неудобно. Зачем усложнять себе работу и пытаться найти удобное положение для ладони и всего тела, чтобы выжечь вертикальную линию на заготовке, поставленной перед вами на стол? Гораздо лучше взять в руку и удобно расположить перед собой эту заготовку!

Выжигание по деревянной тарелке

Для нанесения орнамента на тарелку используйте пирограф с тремя сменными твердыми насадками. На образце тарелки орнамент специально нанесен на наиболее неудобные для выжигания участки. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать, что выжигать по ним несложно, а также и для того, чтобы узор был виден при использовании тарелки по назначению.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Перед тем как приступить к выжиганию, решите, что вам будет удобнее подложить под ладонь, чтобы поднять ее на высоту тарелки. Это может быть стопка кусочков фанеры или книга в твердой обложке, достаточно толстая и достаточно большого формата, чтобы на ней удобно помещалась кисть руки.

Перенесение орнамента на древесину

Копирование повторяющихся элементов орнамента на вогнутую поверхность может вызвать некоторые затруднения. Используйте в качестве таких элементов изображения, не превышающие по площади рабочую (то есть именно вогнутую) поверхность. Главным элементом орнамента, украшающего представленную тарелку, является изображение цветка шиповника. Нарисованный на бумаге, цветок имел ширину 29 мм.

Прежде чем начать перенесение орнамента на древесину, нужно наметить его границы на ободке тарелки. Чтобы наметить внутреннюю границу, вам понадобится небольшая тарелочка, блюдце или круглая крышка, которая поместилась бы в исходную тарелку, оставляя для вас видимой только рабочую поверхность. Придерживая перевернутое блюдце в тарелке, обведите его мягким карандашом.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Формирование границ рисунка

Для проведения внешней границы сложите кусочки фанеры в стопку, чтобы получилась опора для руки и карандаша нужной высоты. Прижмите тарелку боковой частью к стопке, а карандаш — к верхнему кусочку фанеры так, чтобы его острие едва касалось ободка с внешней стороны тарелки. Затем, удерживая карандаш на месте одной рукой, вращайте тарелку другой так, чтобы линия от карандаша прошла по всему ободку.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Формирование границ рисунка

Теперь пора приступить к перенесению на дерево орнамента. Вырежьте изображение цветка, оставив вокруг него ободок бумаги, достаточно широкий, чтобы к нему можно было прикрепить кусочек клейкой ленты. Однако не делайте этот ободок слишком широким: чем больше образец, тем сложнее аккуратно приложить его к вогнутой поверхности. Кусочки клейкой ленты прикрепите к бумаге в двух местах: под нижней частью цветка и сбоку.

Затем на рабочий стол перед собой поместите кусок фанеры. У ее дальнего от вас края поместите тарелку так, чтобы она касалась фанеры верхней частью ободка и была обращена вогнутой поверхностью к вам. Теперь рабочая поверхность тарелки находится на уровне поверхности куска фанеры, при условии, что толщина ободка тарелки и толщина фанеры приблизительно равны.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Цветки, входящие в состав орнамента, лучше расположить по-разному. Можно рассчитать положение цветков, чтобы орнамент получился симметричным, а можно сделать его более свободным. Вы, возможно, обратили внимание на то, что цветки на представленной тарелке ориентированы по-разному и один из них даже выходит за внутреннюю границу орнамента.

Перенося изображения цветков на дерево, следите за расстояниями между ними. Вы можете сознательно расположить цветки на неравных расстояниях друг от друга и, когда останется скопировать три или четыре цветка, прикинуть, хватит ли места для их размещения без ущерба для равновесия композиции.

Контуры цветков

После того как все цветки, необходимые для орнамента, на своих местах, можно приступать к выжиганию. Для выжигания контуров используйте насадку, установив почти максимальную температуру. Единственная проблема на данном этапе заключается в том, что направление некоторых выжигаемых вами линий будет совпадать с направлением волокон древесины, а некоторых, что вполне естественно, — нет. Придется варьировать давление на рукоятку пирографа и следить за направлением выжигаемых линий, в противном случае может оказаться, что их направление определяется направлением древесных волокон. При выжигании большей части лепестков тарелку удобно расположить так же, как при перенесении на дерево изображений. Если вы решите выжечь цветок, выходящий за внутреннюю границу орнамента и расположенный отчасти на дне тарелки, имеет смысл при этом поставить тарелку на дно.

При выжигании лепестков, переходящих через ободок тарелки на ее внешнюю сторону, удобнее будет, если вы подложите под руку несколько кусков фанеры, чтобы поднять ее на уровень края тарелки. Тарелку при этом придвиньте к получившейся стопке.

Границы орнамента

Дальнейшая работа среди прочего предполагает нанесение штриховки. Наиболее технически сложные области изображения надо выжигать как можно раньше, таким образом уменьшая в некоторой степени риск совершить серьезную ошибку ближе к завершению работы. Руководствуясь этим соображением, сейчас лучше всего выжечь границы орнамента.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Выжигание границ орнамента является наиболее напряженным этапом данного проекта. Выполняя его, удобнее всего держать тарелку, прижав один край к подмышке, дно к предплечью, а другой край — к углу рабочего стола.

Подложенный под руку кусок фанеры опять-таки позволит вам выжигать по ободку, почти как по плоской поверхности. Поставьте тарелку так, чтобы она была чуть наклонена от вас, и, понемногу вращая ее, осторожно выжигайте пунктирную линию вдоль внутренней границы орнамента, намеченной карандашом. Если какая-то точка окажется не на линии, а выше ее — не беда, однако точек ниже линии старайтесь не ставить. Надо, чтобы получился ровный, аккуратный ряд точек.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Нанесение точек на границе орнамента на внешней стороне тарелки потребует сооружения пандуса. В качестве опоры для руки возьмите, к примеру, книгу в твердой обложке. Положите кусок фанеры одним краем на книгу, другим — на рабочий стол, чтобы получилась наклонная плоскость. Тарелку расположите вверх дном на фанере. Важно при этом правильно направить свет на рабочую поверхность, которая будет видна вам под небольшим углом. Ведь чтобы аккуратно выжигать по линиям, намеченным карандашом, надо отчетливо их видеть.

Выжигание по выпуклым и вогнутым поверхностям

Штриховка

Теперь, когда самый напряженный этап работы уже позади, чтобы закончить работу над тарелкой, вам остается только нанести штриховку. Сейчас следует сделать некоторые из выжженных вами линий более жирными. На внутренней стороне ободка тарелки осторожно заштрихуйте области, примыкающие к цветкам, начав непосредственно от краев лепестков и постепенно продвигаясь в направлении от цветка. Работа эта трудоемкая, но она необходима для того, чтобы выделить цветки на фоне остального орнамента.

Следующий тип штриховки наносится ее режущим насадки. Наносите на древесину группы из нескольких (лучше четырех) параллельных надрезов. Работу начинайте от темных областей вокруг цветков и от линии границы орнамента, оставляя пустоты для добавления в дальнейшем еще одной штриховки. При нанесении последнего вида штриховки работайте пирографом на этот раз с большей скоростью, чтобы получались следы столь же темные, но меньшего размера. Не забудьте нанести следы вдоль верхнего края ободка. Наконец, чтобы соединить эти небольшие темные круглые следы с группами надрезов и проработать верхний край тарелки, повторите вышеописанный процесс, установив более низкую температуру.

Теперь работа почти закончена, однако до сих пор оставлены без внимания сердцевинки цветков. Заполните сердцевинку каждого цветка группой следов, прижимая насадку под прямым углом к поверхности древесины. Тычинки изобразите легкими штрихами с помощью той же насадки, перемежая их с еще некоторым количеством вертикальных следов.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий